Именно старине Куперу, психопату, живодеру и адскому Оле-Лукойе, на чьих комиксоподобных страшилках о заброшенных кладбищах, расчлененных трупах и электрических стульях выросло не одно поколение маленьких "франкенштейнов" и "стивенов", обязаны нынешние металлеры, открыто эксплоатирующие буйную фантазию и бесспорный талант знаменитого шок-рокера.
Взбудоражив 70-е своим шокирующим рок-н-роллом, Элис Купер (Alice Cooper) вот уже тридцать лет гордо несет звание "отца шок-рока". Этого титула он удостоился за разработанную им методику адреналиновой атаки на слушателя: агрессивный хард-рок плюс вызывающие тексты плюс скандальные сценические шоу. Методика прижилась. И нашла немало почитателей и продолжателей, в том числе и очень талантливых. Чего стоят хотя бы KISS, Оззи Осборн (Ozzy Osbourne) или Мэрилин Мэнсон (Marilyn Manson)...
Элис Купер был одним из наиболее решительных взломщиков табу и нарушителей рок-традиций. Он не только первым превратил рок-н-ролл в театр, он устанавливал свои правила в шоу-бизнесе, диктовал музыкальную моду, прокладывал новые дороги для подросткового бунта и по ходу дела создал целую фонотеку классических рок-записей, окрашенных меланхоличным черным юмором или пронзительной сатирой.
Элис Купер (настоящее имя Vincent Damon Furnier) родился 4 февраля 1948 года в Детройте, штат Мичиган, в семье проповедника. В школу он начал ходить уже в Фениксе, штат Аризона, куда перебралось семейство Фурнье. Здесь родились первые песни, здесь же в начале 60-х собралась первая команда единомышленников, называвшая себя Earwigs. Юному апологету рок-н-ролла не давали покоя лавры Beatles и Rolling Stones и его задача-минимум была стать таким же знаменитым. Меняя участников, группа была переименована сначала в Spiders, затем в Nazz, но все это время музыканты продолжали выступать в местных клубах и на танцплощадках и записывать синглы, получавшие кое-какую огласку в городе и окрестностях. Их известность сразу же приобрела скандальный характер. Местная пресса называла Spiders худшей группой города - за исключительные в своем роде клубные выступления, которые приводили к массовому бегству слушателей.
Достигнув 20-летнего возраста, Винсент Дэймон, который всегда руководствовался экстравагантной мотивацией, решил переименовать команду в Alice Cooper. Музыкант вдруг поверил, что он не кто иной как новое воплощение ведьмы, якобы жившей в 17 веке и носившей это имя. В ведьмовские страсти оказались вместе с ним втянуты еще четыре музыканта:
- лидер-гитарист Майкл Брюс (Michael Bruce; родился в Калифорнии в 1948 году);
- басист Деннис Данеуэй (Dennis Dunaway; родился в Орегоне в том же 48-м году);
- еще один гитарист Глен Бакстон (Glen Buxton; родился в 1947 году в Охайо);
- барабанщик Нил Смит (Neal Smith; Охайо, 1947 год).
Имя Алисы Купер в его мужском эквиваленте вскоре стало ассоциироваться не столько с командой, сколько с ее фронтменом, который, вдохновившись богатой символикой этого образа, придумал даже специальную фишку - андрогинного персонажа в безобразной одежде. Музыканты играли абразивный рок, требовавший немалого мужества от слушателей, которые рисковали приходить на их концерты. Эксцентричные театрализованные шоу, обрушивавшие на публику агрессивный, неистовый хэви-метал, призваны были шокировать до отвращения. Вдохновение Купер энд Ко черпали в самых разных подручных источниках. Годились и фильмы ужасов, и водевили, и творчество собратьев по тяжелому цеху - Black Sabbath и Led Zeppelin.
После переезда в Лос-Анджелес в 1969 году команде Элиса Купера удалось, вопреки всем стараниям, вызвать дружеское расположение Фрэнка Заппы (Frank Zappa), который подписал их на своем новом лейбле Straight Records. В том же году они записали первый альбом "Pretties for You", предложив свой вариант эйсид-рока, а следом и второй лонг-плей "Easy Action" (1970). Пластинки прошли никем не замеченными, триумфальный въезд в шоу-бизнес на белом коне не состоялся, и музыканты решают вернуться в Детройт, где в последние годы живет семья Фурнье. Местную клубную сцену они используют, чтобы отточить и довести до блеска свои сценические эксперименты над зрителями. И лишь в конце 1970 года им удается заинтересовать собой боссов Warner Brothers Records.
Сингл "Eighteen", изданный в начале 1971 года, стал первопроходцем в карьере Alice Cooper, который попал Тор 30, причем поднялся до 21 строки. Огромную удачу принесло молодой команде сотрудничество с выдающимся продюсером Бобом Эзрином (Bob Ezrin), который и вывел их саунд на совершенно новый уровень. Записанный с ним третий альбом "Love It to Death" (1971) практически с момента рождения отвечал негласным требованиям классики хэви-метала. Что интересно, над аранжировками бился наряду с продюсером и сам фронтмен. Диск попал в американский Тор 40 и стал золотым. Это не значит, что команде Купера удалось создать идеальный альбом: его почти невозможно прослушать за один присест, как и большую часть записей группы начала 70-х.
Музыкальный язык Alice Cooper позволял ставить их в один ряд с другими детройтскими командами той эпохи (MC5, Stooges). Но была и принципиальная разница. К концу 1971 года Элис Купер внес существенные дополнения в шокирующий ассортимент своих шоу. Сценический реквизит включал теперь гильотину и электрический стул, по сцене текли реки искусственной крови, а сам носитель ведьмовского духа украшал шею живым удавом. Имидж лид-вокалиста довершал последний штрих - мрачный грим с огромными черными кругами вокруг глаз, подчеркивавшими демоническую составляющую образа. Слава Alice Coоper началась со слухов об их скандальных живых шоу, а за интересом к альбомам дело не стало.
Второе "золото" принес команде лонг-плей 1972 года "Killer". Но настоящим коммерческим прорывом группы стал бунтарский сингл и альбом "School's Out": оба попали в американский Тор 10, а сингл лидировал в британском чарте. Миллионный тираж лонг-плея в США приятно радовал честолюбие музыкантов. На этот раз Alice Cooper апеллировали к рок-фанам на гораздо более сложном уровне. "School's Out" был тщательно продуманной и композиционно выстроенной концептуальной работой. Некоторые вещи с этой пластинки квинтет так никогда и не решился озвучить со сцены. Среди лучших номеров значились хулиганский "Public Animal #9", неторопливый "Luney Tune" и зловещий "Blue Turk", с привкусом кабаре.
Успешные альбомы следуют один за другим. Пластинка "Billion Dollar Babies", самый раскрученный хит Alice Соoper, покоряет рейтинги продаж по обе стороны Атлантики. Чувствуется крепкая рука Боба Эзрина: саунд команды становится все более зрелым и отточенным. Заглавный трек "Billion Dollar Babies" остается одной из наиболее сильных записей в дискографии Alice Cooper. Эта композиция наравне с мощными "Hello Hooray", "Elected" и "No More Mr. Nice Guy" составляет золотой фонд рок-н-ролла.
Альбомы "Muscle of Love" (1973), сборник лучших песен "Greatest Hits" (1974) и "Welcome to My Nightmare" (1975) неизменно фигурируют в первой десятке бестселлеров США. На последней пластинке нужно остановиться отдельно. "Welcome to My Nightmare" - первый в полном смысле слова сольный альбом Элиса Купера, записанный им после роспуска группы. Когда команды Alice Cooper не стало, с ее именем, уже раскрученной торговой маркой, фронтмен так и не смог расстаться, официально закрепив его за собой. Для своих первых самостоятельных студийных сессий Купер пригласил бэк-музыкантов Лу Рида (Lou Reed): гитаристов Дика Вагнера (Dick Wagner) и Стива Хантера (Steve Hunter), басиста Пракаша Джона (Prakash John), клавишника Джозефа Кровски (Joseph Chrowski), барабанщика Пенти Глэна (Penti Glan). Самым удачным номером пластинки оказался хит-сингл "Only Women Bleed" (12-я строка поп-чарта). Продюсирование "Welcome to My Nightmare" вокалист предусмотрительно доверил Бобу Эзрину. Им удалось создать мощный концептуальный альбом, который прекрасно поддавался сценической интерпретации в рамках грандиозного театрализованного тура, которым артист открыл свою сольную карьеру. Скромным хитом на родине стал и следующий диск "Alice Cooper Goes to Hell" (1976), который разошелся полумиллионным тиражом.
Своей стремительно разнесшейся по миру популярностью музыкант был обязан, конечно, не только сценическому экстремизму. Его творчество было таким же необычным, из ряда вон выходящим. Основу саунда составляли простые, грубые риффы, по которым разливались мелодии в духе гитарного попа 60-х - это была сама рок-н-ролльная стихия в ее первозданной, не прирученной красоте, которую не портили даже экивоки в сторону психоделии и арт-рока. Позволяя себе на сцене все что угодно, за кулисами Купер оставался совершенно другим человеком. Голливудская знаменитость, он играл в гольф, выступал в телевизионных ток-шоу, завел дружбу с легендарным комедиантом Гручо Марксом (Groucho Marx), с которым собирался снять телесериал. Из этой затеи ничего не вышло, но дружбой с актером Элис чрезвычайно дорожил, так что после его смерти он выкупил одну из букв "O" из знаменитой надписи "Hollywood" на лос-анжелесском холме и посвятил ее памяти Гручо Маркса.
У Элиса Купера неоднократно появлялась возможность реализовать свои актерские амбиции: он снимался в фильмах "Sextette" и "Sgt. Pepper's Lonely Hearts Club Band". На какое-то время он так увлекся актерством, что музыка отошла на второй план. Он много работал на телевидении, участвовал в сериалах "The Muppets", "Celebrity Squares" и других.
В 1977 году артист подготовил два довольно посредственных альбома - "Lace and Whiskey" и концертник "Alice Cooper Show". Купер и сам был от них не в восторге, особенно скептически оценивая живой диск. Вторая половина 70-х и в творческом, и в коммерческом отношении не сулила музыканту ничего хорошего. Причину можно было искать в постоянной текучке кадров, но главным виновником был прогрессирующий алкоголизм. В 1978 году музыканту пришлось прибегнуть к крайней мере - пройти интенсивный курс реабилитации в нью-йоркской клинике. На больничной койке он не терял времени даром и своими впечатлениями и размышлениями поделился в новом альбоме "From the Inside" (1978), написанном вместе с Берни Топиным (Bernie Taupin), постоянным соавтором Элтона Джона (Elton John).
В конце 70-х - начале 80-х Элис Купер продолжал активно гастролировать со своей концертной командой, в которой с 1979 по 1982 годы играл лид-гитарист Майк Пинера (Mike Pinera), экс-участник Iron Butterfly.
В начале 80-х его студийные усилия приводят ко все менее привлекательным результатам, так что интерес публики к его релизам заметно падает. Пластинки "Flush the Fashion" (1980), "Special Forces" (1981), "Zipper Catches Skin" (1982), "Dada" (1983), хоть и попадают в американский чарт альбомов, но ютятся где-то на задворках.
Перешагнув тридцатилетний рубеж, Купер начинает иначе относиться к своему творчеству, ставит перед собой другие задачи. В студийном продукте театральные эффекты отходят на второй план, лучшим средством выражения его идей становится прямой, открытый хэви-метал. В то же время его живые шоу сохраняют практически все фирменные фишки, а он остается все таким же непревзойденным шоуменом, достойным звания короля шок-рока. Новая роль в фильме ужасов "Leviathan" (1984) вполне вписывалась в это амплуа.
В 1986 году после трехлетней паузы в дискографии Элис Купер подписывает контракт с MCA Records, но надежды решительно изменить ситуацию с переходом на другой лейбл не оправдались. Два альбома, записанные под эгидой MCA ("Constrictor" 1986 года и "Raise Your Fist and Yell", изданный в 1987-м), вообще не попали в американский рейтинг.
Только в 1989 году, после перехода на Epic Records, имя Элиса Купера возвращается в американский Тор 20. Удачу приносит музыканту новый лонг-плей "Trash" и представленный на нем трансатлантический хит "Poison". И альбом и сингл, спродюсированные прославленным хитмейкером Дезмондом Чайлдом (Desmond Child; работал с Aerosmith, Bon Jovi, KISS), продаются лучше, чем любая из самых удачных записей исполнителя в 70-е. Составом приглашенных музыкантов можно было гордиться не меньше, чем качеством записи: Джон Бон Джови (Jon Bon Jovi), Ричи Самбора (Richie Sambora; оба - Bon Jovi), Кип Уингер (Kip Winger; Winger), Стив Беторс (Stiv Bators; Dead Boys), музыканты Aerosmith. Песня "Poison" становится первым с 1977 года хитом Купера из первой десятки.
Альбом как будто возродил интерес артиста к жизни: он снова активно гастролирует, снимается в кино (в частности, в продолжении "Nightmare on Elm Street" и в фильме "Wayne's World"), готовит новые студийные записи. После малоудачного альбома "Prince of Darkness" (1989) Купер вернулся через два года с крепкой, очень качественной работой "Hey Stoopid". На альбоме ему аккомпанируют гитарные кудесники Джо Сатриани (Joe Satriani) и Стив Вай (Steve Vai), а также Джон Бон Джови, Ричи Самбора, Слэш (Slash) и Эксл Роуз (Axl Rose) из Guns N'Roses - профессионалы, которыми он неизменно восхищается.
С годами Элис Купер не собирался сдавать позиции. В 90-е его гастрольные туры привлекают новые поколения рок-фанов, молодую поросль, которая воспринимает его как пионера хэви-метала. Музыканту так и не удалось полностью возродить ту скандальную, остро актуальную популярность, которая сопровождала его в 70-е. Зато теперь он наслаждался всеми преимуществами комфортного культового статуса, положением живой легенды, чье творчество уже наполовину признано классикой, а новым релизам не страшны никакие критические шпильки. Это впечатление подтверждал лонг-плей 1994 года "The Last Temptation", который по своей стилистике был близок к "No More Tears" его коллеги по цеху Оззи Осборна. Сильное впечатление производили на альбоме такие концептуальные композиции, как "Nothing's Free", "You're My Temptation", "Cleansed by Fire".
В 1997 году после очередной трехлетней паузы дискография артиста пополнилась концертником "Fistful of Alice". Этот отличный живой альбом был записан во время шоу в Мехико, о котором Купер отзывался с восторгом - нечасто ему подыгрывали такие специальные гости, как Слэш, Роб Зомби (Rob Zombie; White Zombie), Сэмми Хагар (Sammy Hagar; экс-Van Halen).
Хотя сольное творчество Элиса Купера боссы шоу-бизнеса так и не почтили своими высочайшими премиями и наградами, его дуэт с Робом Зомби "Hands оf Death (Burn Baby Burn)", представленный на альбоме 1996 года "Songs in the Key of X", был номинирован на Grammy.
Людей, начинавших свой путь к славе вместе с Купером, судьба развела в самых неожиданных направлениях. Некоторые вовсе сменили профориентацию. Нил Смит, например, стал агентом по недвижимости. Майкл Брюс все еще пишет песни, но испытывает ностальгию по прошлому, по временам славы Alice Cooper. Глен Бакстон последние годы жизни провел в Айове. Он тяжело болел и скончался в 1997 году. Деннис Данеуэй в конце концов поселился в Коннектикуте, где вместе с женой открыл магазин.
В 2000 году Элис Купер совершил еще один экскурс в кинематограф, исполнив роль ни много ни мало - самого Сатаны. Перевоплотиться в его любимого персонажа предложил артисту режиссер Майк Майерс, снимавший комедию "The Сrossover".
Первый альбом в новом тысячелетии "Brutal Planet" (2000), лучшая подборка нового материала с конца 80-х, был прекрасно встречен публикой. Альбом развивал тот же апокалиптический сюжет, который Купер начал разрабатывать в записи 1994 года "The Last Temptation". Продолжением этой феерической истории стал следующий релиз "Dragontown", изданный через год. Как и над предыдущим альбомом, над диском 2001 года музыкант работал в компании с Бобом Марлеттом (Bob Marlette; Black Sabbath, Wilson Phillips), выступившим в роли продюсера, аранжировщика и соавтора всех песен, и с незаменимым Бобом Эзриным в качестве исполнительного продюсера. В 2001-м Элис Купер отметил 30-летнюю годовщину своей карьеры, что также нашло отражение в новом альбоме: этой теме посвящена композиция "The Little Thing".
В 2002-м музыкант еще раз напомнил о себе весьма экстравагантным поступком - записал свой старый хит "School's Оut" вместе со шведской поп-группой A*Teens и спродюсировал рок- и поп-версию композиции.
Осенью 2003 года музыкант подготовил 25-й студийный альбом в своей дискографии "Eyes of Alice Cooper". Лучшим образцом рока марки Купера стала композиция "Detroit City" с безупречной гитарой Уэйна Крамера (Wayne Kramer; MC5). Все 13 песен написаны Элисом в соавторстве с гитаристами и бэк-вокалистами Райном Рокси (Ryan Roxie) и Эриком Давером (Eric Dover).
Музыкант, который вот уже тридцать лет неизменно становится фаворитом каждого нового поколения рок-фанов, конечно, широко пользуется своими фирменными рецептами, уже много раз себя оправдавшими. Но делает это каждый раз с таким вдохновением и увлеченностью, что трудно не согласиться с его самоуверенной фразой в одном из последних интервью: "Передайте всем, что сегодня Элис чувствует себя энергичным как никогда!".