год 2007
страна Эстония
режиссер Ильмар Рааг
сценарий Ильмар Рааг
продюсер Kaspar Kaljas, Герда Кордемец, Ильмар Рааг, ...
оператор Кристьян-Яак Нууди
композитор Мартин Калласвее, Пауль Ойя, Тимо Стейнер
жанр драма
1. Ты что, урод?
Школа, представляющая собой сообщество людей, объединенных общностью интересов, направленных на получение образования, подразумевает деление на социальные группы, подверженные идентификации со стороны внешнего окружения. Проще говоря, классы. Группы одновозрастных подростков, если хотите. Смотри так же: стая.
В такой социальной группе обязательно возникает лидер, играющий репрезентативную роль, представляющую стандарты и ценности этой группы. У такого лидера обязательно должен быть антагонист – ученик, являющийся самостоятельным индивидом, не имеющим общих связей с классом. Выбранный ученик провозглашается неудачником. Слабаком, если хотите. Смотри так же: козел отпущения.
2. Каждый день как война.
И тогда начинается травля. Унижение чести и достоинства. Смотри так же: моральный прессинг. Социальная ненависть в силу коллективного аутизма, подразумевающего собой наличие убеждений, которые поддерживаются всеми учениками класса, не потому, что эти убеждения обладают объективной ценностью, а потому что они удовлетворяют потребность в самоидентификации учеников, как членов этой социальной группы. Проще говоря, кто не с нами, тот против нас.
Ибо каждый боится оказаться на месте аутсайдера. Каждый ценит свою неприкосновенность, спокойствие, свою честь и достоинство выше объективного риска встать на защиту униженного. Проще говоря – один против всех.
Дальше всего от этой ситуации оказываются люди, призванные эти ситуации не допускать. Проще говоря, учителя. Руководство школы. Ибо с точки зрения своих должностных инструкций, они несут ответственность за происходящее в их классе во время урока, но не за то, что имеет место быть вне стен школы. Попытки выявить виновного в конфликте и обозначить ответственных лиц, чаще всего усугубляют ситуацию для жертвы, которой присваивается клеймо «доносчик». Что может быть хуже репутации стукача в социальной группе своих сверстников и так агрессивно к тебе настроенных?
3. Доносчик даже не извинился?
Появление в такой ситуации новенького в классе идет на пользу аутсайдеру, ибо новенький, являясь изначально изолятом, претендующим на вступление во внутреннюю группу с сильно выраженной внутриклассовой тенденцией, но не прошедший еще инициацию, невольно выступает в защиту аутсайдера, чем вызывает протест со стороны неформального лидера этой группы. Новенький в классе налаживает социальный контакт с жертвой, и оказывает ему поддержку и помощь. Для него это теперь вопрос чести. Теперь их двое.
Но против них по-прежнему весь класс в лице репрезентативного лидера и приближенных к нему агрессивно настроенных личностей, чей запал подогревается не столько праведным желанием восстановить справедливость и наказать «доносчика», сколько внутривидовой агрессией, вызванной переизбытком тестостерона.
О честном бое здесь даже не может быть и речи. Опасность может ждать из-за угла, при входе в класс, по пути домой, в школьном коридоре на перемене. Когда аргументы представлены в количестве, большем, чем возможно оспорить, остается лишь подчинение обстоятельствам. Смотри так же: моральное унижение. Оскорбление чести и достоинства, если хотите.
4. Что ты вытворяешь?
Насколько тяжело противопоставлять себя социальной среде, в которой ты вынужден находится под давлением обстоятельств, и собственными понятиями о чести? Как сделать верный выбор между группой, к которой так же принадлежит твоя девушка, и которая еще готова принять тебя в свои ряды, если ты откажешься от собственных принципов, и аутсайдером, которому ты все равно не сможешь помочь, но понятия о чести - не пустой звук для тебя, и прибиваться к стае, лишь на том основании, что их больше, ты не намерен. Выбор сделан. Я такой, как есть (с).
5. Травля.
Моральный прессинг - это когда давят на самые слабые точки. Эмоциональный террор. Запугивание. Шантаж. Игра на чувствах. Насилие физическое и моральное. Унижение. Давление. Убийство личности. Втаптывание в грязь. Когда твоим последним доводам противопоставляют аргументы со стальным блеском, приставленные к горлу, тогда сопротивление бесполезно. Когда на глазах у толпы моральное унижение достигает своего апогея и понятия о чести и человеческом достоинстве уничтожены жадным любопытством и звериной жестокостью, тогда выхода нет. Око за око, если хотите.
6. Ну?
Кто же виноват в подобных ситуациях? Учителя, которые предпочитают закрывать глаза на происходящее, прикрываясь и без того высокой ответственностью и непомерной нагрузкой, усталостью и неконкурентоспособной заработной платой, несоразмерной с моральными и нервными потерями, которые они несут в нелегком процессе обучения детей, или родители, взращивающие в детях свои собственные комплексы, навязывая им изначально неверную модель поведения, искренне желающие помочь, но в силу бесконечной пропасти между ними и подростком, кажущимся им человеком, говорящим на другом языке, ибо они поспешили забыть свои школьные годы, либо же их юность кардинально отличалась от современности по причине различия поколений?
Сколь высока может быть цена за преступление против личности и стоит ли делать скидки на возраст и возможное непонимание виновников всего трагизма ситуации?
Кто должен отвечать за жестокость детей – окружающий их социум с навязанными понятиями о жизни и иерархией, родители, воспитывающие шакалов, сбивающихся в стаи и нападающих на одиночек, или сами подростки, верящие в свою безнаказанность? Это был риторический вопрос, если хотите. Смотри так же: вопрос без ответа.
О фильме
Фильм от неизвестного режиссера Ильмара Раага, основанный на реальных событиях, на очень популярную сейчас тему школьного насилия. Но, тем не менее, выгодно отличающийся от остальных наличием реализма. Предельная правдивость, с которой показана ситуация, удивляет, а порою шокирует. Острая психологическая атмосфера погружает в действие настолько, что возникающие ассоциации с реальными ситуациями, свидетелями которых становился в школьные годы, заставляют глубже переживать некоторые моменты фильма.
Неизвестные эстонские актеры настолько полно и достоверно раскрывают характеры персонажей и передают эмоциональную палитру переживаний, что обвинений в наигранности или в плохой игре не возникает.
Операторская работа великолепно передает атмосферу тревожности и нервного напряжения с помощью использования замедленных съемок, стоп-кадров и приема клиповой съемки под ритмичную электронную музыку. Отсутствие морализаторства, выводов, и закономерность конца фильма позволяют говорить о качественной работе сценариста и режиссера в одном лице.